Одна немолодая уже женщина однажды сказала мне: «Пока ноги носят, а глаза видят, буду ходить по грибы». Настоящего грибника от обычного собирателя грибов отличают азарт, наблюдательность и неутомимость.
Интересную характеристику дает грибнику М. М. Пришвин в своем этюде «Грибники»: «Встретился машинист с паровоза: успел набрать корзину белых грибов и теперь бежит на паровоз». Здесь все: одержимость, страсть, наблюдательность — заметил где-то грибы, выкроил свободную минуту и сбегал, собрал.
Д. П. Зуев подразделяет грибников на две категории: на тех, кого мало интересует сам сбор, а больше грибные блюда, т. е., по выражению Зуева, на «грибоедов», и на тех, кто собирать грибы любит до отрасти, хотя иной и не ест их.
Часто, когда я отмеряю не один десяток километров и ноги уже начинают «отказывать», я задаю себе вопрос: собственно, ради чего я рвусь? Разве кто-то сделает мне замечание, что я не проверил еще одно «любимое» грибами место? Или, может быть, работаю сдельно? Или нужно установить рекорд? Ведь благоразумнее всего было бы сейчас растянуться на спине под тенью дерева и, раскинув широко руки, смотреть в синеву через просветы кружевных крои, вдыхать терпкий запах нагретого леса и забыть обо всем на свете. Но опять какая-то сила гонит меня дальше, в дорогу. Ведь грибная удача сопутствует настойчивым, неутомимым.
В «Лесном счастье» П. Н. Сигунов дает своеобразную характеристику грибников: «…грибники бывают всякие, есть как ящерицы-проныры — шныряют везде и всюду, да все с пустыми руками. Есть как иволги – нелюдимы — им бы только забиться в глухие синие заросли, подальше от человеческих голосов. Есть лягушки – поскакушки — прыгающие по болотным кочкам за моховиками. Есть олени — почитатели привольных цветущих полян; тюлени, которым лишь бы поваляться, позагорать па травушке-муравушке. Тут и завидущие, тут и загребущие, и злостные хулиганы — вредители зеленых деревьев. И просто азартные любители, что не в силах одолеть свою страсть. Есть и вовсе «неразберихи»: они хотят сразу — настрелять дичи, наловить рыбы, нарвать грибов, насобирать ягод.
Но имеется и категория тихоходов — подражатели улиткам. Улитки не шныряют, как ящерицы, не прыгают, как лягушки, а всегда с добычей. Прошипел ли где боровик — они уже на боровике, улитки все понимают. Удача и сопутствует улитке, потому что она настойчива, терпелива и неутомима, но для того чтобы найти и собрать максимум из того, что можно, одной настойчивости мало. Нужны знания распределения грибов, их «любимых мест», умение пользоваться этими знаниями для поиска.